Пока одни пользователи социальных сетей спорят о том, можно или нет проявить милосердие и снисхождение к талантливому артисту и поэту Михаилу Ефремову, из-за которого погиб 57-летний водитель Сергей Захаров, другие резонно спрашивают, почему Ефремова никто не остановил, когда он в такой «разобранном» состоянии садился за руль своего внедорожника.
Конечно, люди, которые видели, что актер еле стоит на ногах, должны были помешать ему сесть за руль. Вопрос только в том, как это сделать?
«Я лично была свидетелем того, как наш бармен пытался уговорить очень пьяного посетителя воспользоваться услугой такси. Мужик был в полном «неадеквате», но уверял, что прекрасно себя чувствует и легко доедет домой. А когда бармен попробовал забрать у него ключи от машины, тот схватил бутылку и запустил в нашего сотрудника», —- рассказывает Манана, менеджер по персоналу крупной сети пивных ресторанов.
Бармен, по ее словам, был новичком в этом заведении, и только это спасло его от увольнения. Оказывается, персоналу строго настрого запрещено обсуждать с клиентами их алкогольное состояние. По законам профессионального этикета, такие заявления приравниваются к оскорблению. Можно, говорит Манана, деликатно предложить воспользоваться услугой «пьяный водитель» или вызвать такси, объяснить посетителю, что его машина бесплатно останется на стоянке ресторана до следующего утра. Но силой отнимать ключи – это грубейшее нарушение.
Допустим, сотрудники общепита боятся вмешиваться в дела клиентов из-за страха потерять работу. Но все остальные — свидетели того, что пьяный Ефремов садился за руль — могли этому помешать? Увы, тут тоже не все так просто.
«Отнимать ключи от машины ни в коем случае нельзя, – это может быть расценено, как кража авто, — продолжает Манана. — У нас был один случай: трое парней и девушка, совсем юнцы, долго что-то праздновали, а потом собрались уходить. За соседним столиком сидели муж с женой, они слышали, что ребята уговаривают девчонку сесть за руль, хотя она на ногах не стояла.
Мужчина сначала пытался уговорить их отказаться от этой опасной затеи, а потом просто забрал ключи, благо они лежали на столе. Ребята поскандалили, но побоялись связываться со спортивным, накачанным мужиком и ушли. Посетитель потом отдал ключи от машины бармену. Многие его в тот момент поддержали, чуть ли не аплодировали ему.
А на следующее утро к нам заявляется полиция. Оказалось, что родители этих молокососов написали заявление, что, якобы, у их деточек украли машину с нашей стоянки. Конечно, мы сразу же отдали ключи и показали, где стоит автомобиль, но на этом история не закончилась. Нервы нам всем помотали, будь здоров. Несколько месяцев таскали на допросы».
Забирать у пьяного водителя ключи не имеет право даже инспектор ГИБДД, говорит адвокат Никита Головенков. Исключением является ситуация, когда человек абсолютно неадекватен Либо если есть реальная угроза того, что он собирается скрыться с места ДТП. В остальных случаях изъятие ключей у водителя незаконно.
По словам Головенко, даже если инспектор отстраняет кого-то от управления автомобилем, это не означает, что он может забрать ключи от него. Чтобы доставить машину на штрафстоянку, они не нужны – это делается с помощью эвакуатора.
В адвокатской практике юриста, кстати, был случай, когда к нему за помощью обратился мужчина, который однажды отобрал на заправке ключи от машины у сильно выпившего парня. Он вызвал полицию, но через полчаса ожидания вынужден был уехать по своим делам, а ключи оставил на АЗС.
«Патруль приехал только через два часа, составил протокол, забрал машину на штрафстоянку. А через неделю у моего клиента во дворе порезали колеса. Вряд ли это совпадение. Кстати, по закону, он должен был задерживать пьяного водителя до приезда патруля, а не забирать у него ключи, но на практике осуществить это фактически нереально».
Адвокат считает, что такие случаи, когда наши люди проявляют гражданскую сознательность, большая редкость. Россиянам не свойственно сообщать в полицию о правонарушителях – это расценивается как доносительство. А пьяная езда многими вообще и преступлением не считается.
Но в других странах закон намного строже, чем у нас, относится не только к пьяницам за рулем, но даже к тем, кто с ними находится в одной машине. Например, в Японии нетрезвый водитель и его пассажиры могут заплатить огромные штрафы. Минимальная сумма для водителя – 9000 долларов, для пассажира – 3000. Если водитель окажет сопротивление в момент задержания, ему грозит 5 лет тюрьмы, а, если он станет виновником ДТП, штраф вырастет до 1,5 миллионов долларов, а уголовный срок – до 7 лет. В стране заходящего солнца могут привлечь к ответственности даже бармена, который продал алкоголь клиенту, если он знал, что тот управляет автомобилем.
В японском обществе вообще нулевая толерантность к пьянству вне заведений общепита, пьяного не повезет даже такси, да и в общественный транспорт его не пустят.
Но самое суровое наказание за езду в нетрезвом виде грозит в Китае и Эмиратах. Там пьяного, который совершил ДТП, ждет смертная казнь. Иностранцев, конечно, могут экстрадировать на родину, но договор об экстрадиции заключен у Китая далеко не со всеми странами.
В России достаточно лояльное законодательство в отношении пьяных водителей. На первый раз — штраф в размере 30000 рублей и лишение прав до 2 лет. За повторную езду в нетрезвом виде штраф может составить уже 300000 рублей, а прав лишат на 3 года, а то и вовсе дадут срок до 2 лет. Если пьяный совершил ДТП, и есть пострадавшие или жертвы, как в случае с Михаилом Ефремовым, то ему грозит уголовное наказание – вплоть до 12 лет.
Вместе с тем сенатор Сергей Леонов недавно предложил за неоднократное вождение в пьяном виде пожизненно лишать водительских прав. «Если водителя остановили первый раз в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, можно лишить прав на год, во второй раз – на два. А уже на третий – пожизненно», — предложил сенатор.